Главный По Тарелочкам
15 июня добралась до Александровского дворца. Планов было много - посетить то да сё, в итоге осмотрена лишь половина запланированного. Мимо пролетел Мейсенский фарфор, павильон Эрмитаж (в прошлом году была, но хотела своим показать), экипажи...
Летняя выставка "В гостях на Детской половине" небольшая, но ее и остальную часть Александровского осматривали три часа! В основном, потому, что фотографировала и рассказывала обо всем, что знаю, мужу и подруге. Фотографировать можно везде, только без вспышки. Билет - 100 руб., но нам дали пропуск на осмотр всех выставок бесплатно. Стоимость билетов на прочие выставки здесь. Напоминаю - выставка до 11 сентября этого года, затем весь Александровский дворец закрывается на многолетнюю капитальную реконструкцию, а эти экспонаты помещаются на хранение.
Предметы, приехавшие из Музея игрушки в Сергиевом Посаде, выделены мной жирным шрифтом. Не все экспонаты выставки - оригинальные предметы, действительно принадлежавшие царским детям, по тексту это можно понять. Часть из них - аналоги или копии, часть - предметы того же периода, приобретенные или принятые в дар музеем как просто интересные экспонаты, часть - выходит за рамки нужного периода, но создает нужный объем для более широкого освещения всех сторон детской жизни.
Предметы, приехавшие из Музея игрушки в Сергиевом Посаде, выделены мной жирным шрифтом. Не все экспонаты выставки - оригинальные предметы, действительно принадлежавшие царским детям, по тексту это можно понять. Часть из них - аналоги или копии, часть - предметы того же периода, приобретенные или принятые в дар музеем как просто интересные экспонаты, часть - выходит за рамки нужного периода, но создает нужный объем для более широкого освещения всех сторон детской жизни.
читать дальше
Репортаж Первого канала от 13 июня:
Чтобы дойти до залов с игрушками надо пройти сквозь галерею фотопортретов. Впереди на полотно проецируются фотографии детей, образы прозрачны и хрупки, плавно сменяются, перетекая друг в друга, такое впечатление, что их уносит ветер.

Мундиры цесаревича Алексея. Мундиры и одежда сохранились благодаря эвакуации музея в 1941 году - не хватало оберточного материала, и вместо него стали использовать одежду.
Игрушечные миниатюрные пушки. Действующие модели, ими можно было стрелять!

Настольная игра "Историческое лото с портретами Государей Земли Русской", 1897 г., оригинальная игра, принадлежавшая царским детям, привезена из Музея игрушки.
Настольная игра в бирюльки, слоновая кость. Идея игры - свалить фигурки в кучу и пользуясь крючком вытаскивать фигурки из нее, так, чтобы не пошевелить остальные. Почему-то фраза "играть в бирюльки" имеет пренебрежительный смысл, хотя на самом деле игра требует терпения и аккуратности.

Общий вид зала. Залы украшены невесомыми полупрозрачными панно с фотографиями. Та же ускользающая дымка с детскими лицами.

Слева - всем знакомая куколка, подаренная мною в прошлом году Кестнер (Kestner) 167 (подробнее здесь и по тегу "музеи"
.

На стульчике в платье "в жутких розочках" - Бар и Прошильд (Bähr & Pröschild) 289 dep, 1892 - 1900 гг.
Подаренная мною Арман Марсель 390n (подробнее с ней можно познакомиться здесь). Марселька, как и в прошлом году, занимается колясочкой (современная реплика старинной коляски), в которой лежит характерный "плачущй" младенчик немецкой фабрики Лимбах (Limbach AG) 8682, 1911-14 гг. Фото нету.
Рядом стоит подлинный стульчик в неоготическом стиле из гарнитура детской мебели 1830-х гг (царствование императора Николая I), привезен из Музея игрушки.
И наконец, единственная подлинная "царская" кукла, прибывшая из музея игрушки в Сергиевом Посаде. Единственная кукла, которой касались ручки великих княжон - "кукла в соломенной шляпке", Германия, Kämmer & Reinhardt. Высота 80 см. Маркировка: K*R 76. Забавно, что на табличке у куклы написано, что она французская, в буклете выставки та же петрушка - подпись под фото гласит: "Франция", сам же текст соответствует действительности. История, достойная миниатюры Аркадия Райкина "Кто шил костюм"

Лиможский современный миниатюрный кукольный сервизик, подарен мною в прошлом году.
Справа: белый с голубым детский фаянсовый сервиз Виллеруа и Бох (Villeroy & Boch), начало ХХ века. Примечательно, что фирма считается французской во Франции и немецкой в Германии, и все потому, что образовали ее французы, но сама фабрика располагалась в немецком городе Меттлах.

Еще оригинальная царская игрушка: "Игра в индейцев", Англия, начало ХХ века, прибывшая из Сергиева Посада. В него входит много предметов: два барабана с палочками, два головноых убора, два лука и две каноэ (пироги) с веслами, но из-за громоздкости привезли не всё. Вигвам и прочее можно увидеть на фото игровой комнаты цесаревича, сделанной в 1920-е гг. (ниже справа). Предполагается, что игра была куплена императором во время его поездки в Англию в августе 1909 г.
Справа: сенбернар фирмы "Steiff", 1920-е. Очутился в таком почтенном обществе потому, что является точной моделью сенбернара, какой был у цесаревича (см. фото ниже слева), только меньшего размера. Эта модель делалась продолжительное время, так что достоверность соблюдена, и игрушка является аналогом реальной царской. Всем известно, что шерстяной мягкой игрушке нелегко выжить сто лет, эта собака пропахала девяносто... Привезла ее я, и подробнее о ней - позже.
Игровая комната цесаревича, акварель художника-оформителя Петергофского и Детскосельского дворцов-музеев Ю.Н.Непринцева, 1931 г. Справа - ее фото 1920-гг.
"В 1990-х гг. художник рассказывал о том, что, ежедневно входя в холодные и пустые покои убитых большевиками в 1918 г. царских детей Алексея, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, он ощущал их незримое присутствие. В их комнатах все оставалось таким, как было в день отъезда в свое последнее путешествие (..) - множество старинных икон, игрушки, аккуратно заправленные детские кроватки, трогательные и наивные детские рисунки, школьные учебники на полках."*
Две куклы, подаренные в прошлом году Светланой Пчельниковой, на постаменте в шляпке - Wiesenthal, Schindel & Kallenberg, Германия, начало 1900-х. Голова - Simon & Halbig, сделана для фирмы WSK, где куклу собрали полностью. Очень редко встречающаяся фирма. На стульчике - Simon & Halbig 1079 DEP, точный аналог куклы, вне всякого сомнения существовавшей в детской (и наверняка не в единственном экземпляре).
Справа: клоун-цимбалист и кукла театра Гиньоля.
Настоящая царская игрушка - настольный детский бумажный театр "Жизнь за царя", издание Г. Ареондова, 1904. Привезен из Сергиева Посада. Фото размытое, но другого нет.
Кукольный "перчаточный" театр Гиньоль (Guignol, Франция) из Музея игрушки театра кукол им. Сергея Образцова. Театр хранился там более 60 лет, но его "царское" происхождение было раскрыто совсем недавно. По непроверенным сведениям подарен Александровскому дворцу.
В центре - немецкий клоун-цимбалист, привезенный в музей мною, а найден он был Ильмирой Степановой во Франции. Дело в том, что когда-то я захотела себе смешного тарелочника, и попросила последить за подобными куколками, т.к. мне не попадалось ничего симпатичого. Искала я его для себя... Но тут получилась не просто куколка, получилась точно такая же игрушка, какая была у маленькой Ольги на фото 1897 г. Даже костюм такой же, только в более контрастной гамме. Стопроцентное попадание в тему, и поэтому кукла здесь. Подробнее о ней - позже.
Справа: лошадь из папье-маше рядом с оригинальной караульной будкой из собрания Музея игрушки. Будка была сделана придворными мастерами-плотниками и также стояла в игральной комнате Алексея. Ее также хорошо видно на акварели Ю.М.Непринцева.
Нарядная сбруя, принадлежавшая ослику Ваньке, любимцу Алексея. Ослик когда-то работал в цирке Чинизели, затем "вышел на пенсию", и спокойное безопасное животное было подарено цесаревичу императрицей Марией Федоровной. Сбруя - подарок итальянского короля Витторио Эммануэле.
Детские саночки с куклой внутри. Что за кукла - не знаю. Все - из собрания Александровского дворца.
Кукла Simon & Halbig 1078, подаренная Леной
brodie_jean* в прошлом году.

Ходящая кукла французской фирмы Roullet & Decamps с головкой Simon & Halbig 1078, подарена Светланой Пчельниковой.
Детский настольный письменный прибор.
Кукла с приданым «Poupee Olga», производство фирмы Лантернье (Lanternier),1896 – 1900 гг., Франция. Торговая марка «Bebe Olga» была выпущена в честь визита императорской семьи с маленькой великой княжной Ольгой во Францию в 1896 году. Неизвестно, была ли такая кукла подарена княжне, комплект продавался в обычных магазинах. Привезен мною, подробнее об экспонате позже.
Не могу определить эту куколку, возможно, немецкая. Руки фарфоровые, странное вытянутое тело. Из собрания Александровского дворца.
Медведь на колесиках, местный житель, перенесен из постоянной экспозиции. Но нам показалось, что мишка родился позже 1930-х, скорее всего даже после Второй мировой. Свои уши утеряны, взамен пришиты гм... чебурашкины

Лошадь конца XIX века, Германия. Покрыта настоящей шкурой (телячьей?), волос настоящий конский. Лошадь феерическая, обожаю ее. Привезена мною, подробнее - позже.
Кукольная коляска 1920-х гг., местная. Периоду выставки тоже не соответствует, но хорошо смотрится. Что за кукла - не знаю, кто и за что ее так нарядил - тоже.

На этом временная выставка заканчивается, но я решила дополнить запись несколькими фотографиями игрушек из постоянной экспозиции, чтобы уж все игрушки были в одном месте.
Слева - явно Арман Марсель. Какие же они все славные! В центре слева - подаренная мною кукла S.F.B.J., подробностиздесь.
На стульчике - Heirich Handwerck / Simon & Halbig с разбитым лицом, поэтому она и отворачивается от народа. Кукла очень требует врача, парикмахера и портного.
Внизу - милейший мопсик фирмы Steiff, современный, привезен мною. Но причины его появления тут уважительные - точно такой же мопсик валяется в ногах у маленькой Ольга на фото 1897 года. Очевидно, фирма Штайф решила продолжить производство удачной и любимой всеми детьми модели, увеличив ее размер. На фото с княжнами мопс немного меньше современного варианта. Подробнее - позже.
Слева - очень красивая кукла Kestner 136 на туловище Excelsior.
Знакомая вам "Царица" - реплика оригинальной куклы, хранящейся в Музее игрушки. Подробнее тут и тут.
Справа на фото на заднем плане видно подаренного в прошлом году медвежонка Альфонсо, копию игрушки 1908 г., принадлежавшей княжне Ксении Георгиевне.
Мне кажется, что это еще Бартрамовская кукла, очень уж тщательно сделан костюм. На чебурашку не смотрим.
Оригинальный медведь, предположительно Штайф. Странно, что он не поместился на заглавную выставку.
Я не поняла, что это за кукла, но личико милое. Хальбиг? K&R? В витрине еще пасхальные яйца из папье-маше, внутрь которых прятался сюрприз - куколка или иная игрушка.

Долго собиралась с мыслями, чтобы в целом подвести итог увиденного и описать личные впечатления. Мне сложно это делать, потому, что вижу больше косяков, чем обычные посетители.
Я не поняла, что это за кукла, но личико милое. Хальбиг? K&R? В витрине еще пасхальные яйца из папье-маше, внутрь которых прятался сюрприз - куколка или иная игрушка.
Долго собиралась с мыслями, чтобы в целом подвести итог увиденного и описать личные впечатления. Мне сложно это делать, потому, что вижу больше косяков, чем обычные посетители.
Что понравилось:
1. Очень понравилась идея с фотопроектором. И полупрозрачные фотопанно в залах тоже.
2. Для детей была организована комната для рисования, где они могли посидеть и нарисовать картинки по своим впечатлениям. Это дает время на осмысление увиденного, мне кажется, это отличная идея.
Что хотелось бы покритиковать:
1. Акценты. Из общей массы игрушек и предметов те, что действительно принадлежали детям, то, чего касались их ручки, никак не выделены. Понятно, что если написано "платье цесаревны", то оно принадлежало цесаревне. Но игрушки? Чьи это пушки? Алексея или копии? Я бы ставила изображение короны на подпись к экспонату или так и писала - "принадлежало великим княжнам".
2. Таблички. Они есть не везде. Или приклеены слишком низко, что надо садиться на корточки. Непонятно происхождение предмета - откуда? Мы спрашивали у смотрительниц - откуда, к примеру, вот это? Из хранилищ Александровского или из Музея игрушки приехало? Нас отсылали к экскурсоводам, но мы к ним не пошли. Часть информации была найдена самостоятельно в буклете выставки (читайте буклеты перед просмотром!).
3. Нет дубляжа подписей на английском. Иностранцы в пролете, а ведь их здесь больше, чем где-то еще в России. Во всех европейских музеях, где мы были, был параллельный текст на английском.
4. Неплохо было бы добавить информацию по истории экспоната, а не только сухое описание, из чего он и какого года. Почему он тут, точная копия это, аналог или подлинник. Копия чего. Была выставка в прошлом году на Доллсалоне, я не поленилась, написала тексты, народ стоял и внимательно читал, что тут к чему. Я понимаю, что это дополнительное время, но это стоит того, это пробуждает интерес к предмету.
5. Поскольку я больше по куклам, то их проблемы - мои проблемы
А они были. Может, от того, что главный дизайнер выставки - мужчина, естественным образом никогда не имевший дела с куклами? Хотя известный театральный художник Эмиль Капелюш по определению должен был видеть, что куклы стоят или сидят с косолапыми ногами, понурыми головами, в неестественных позах - это же было видно даже моему мужу, а он совсем не художник. Кукла - игрушечная девочка, а не танк, которому все равно, посадите ее красиво, поверните ее головку так, чтобы она смотрела на посетителя или игриво в сторону. Или грустно-задумчиво. Но чтобы это было гармонично. А тут вышло, как всегда в музеях - как поставили, так и стоит. И шляпки на некоторых нахлобучены почти на лоб, некрасиво. Мне их даже жалко стало, "душераздирающее зрелище". К слову сказать, куклы, сидевшие в основной экспозиции, которых расставлял кто-то другой, выглядели привлекательнее...

Может быть что-то еще было, уже не помню.
Критики получилось больше, но это не значит, что выставка плоха. К тому же критика конструктивная, может, пойдет на пользу. Выставка замечательная, экспонатов больше, чем я тут выложила, никто из вас не пожалеет ни разу, что оторвал свое время на музей. Работает до 18 часов. Я хотела перед уходом еще раз пробежаться, но не успели.
*Буклет выставки "Александровский дворец. В гостях на Детской половине." на 36 страницах, фото экспонатов очень мало. Полноценного каталога сделать не успели.
Сейчас посмотрела - делала эту запись12 часов... А ведь и не подумаешь.
Репортаж Первого канала от 13 июня:
![]() |
В Царском Селе под Петербургом открылась уникальная выставка игрушек13.06.2011 Это куклы и солдатики, которые были подарены детям Николая II. После революции коллекцию разобрали разные музеи страны, и вот теперь, впервые за... Подробнее » |